ZdorRus.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины возникновения, симптомы, лечение.

Нарушение психоэмоционального развития, которое выражается в таких поведенческих расстройствах как импульсивность, неспособность сосредотачиваться и гиперактивность, называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности или иначе СДВГ. Существование такого нарушения до настоящего времени некоторыми учеными ставится под сомнение. И действительно не существует достоверных способов диагностики этого синдрома ввиду отсутствия характерных физиологических изменений в организме, что нередко провоцирует возникновение проблем этического и юридического характера. Но при этом большинство медицинских структур признает наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Легитимным этот диагноз делают и имеющиеся судебные решения.

СДВГ и причины его возникновения

Термин «синдром дефицита внимания» был предложен Американской Ассоциацией психиатров в 80-х годах. Изначально использовал ось более широкое понятие «минимальное мозговое повреждение», которое предполагало наличие повреждения головного мозга, хотя его этиология оставалась неизвестной. Подразумевалось, что у человека с этим диагнозом есть такие нарушения поведения, как повышенная импульсивность, постоянная отвлекаемость, трудности с приобретением навыков письма, чтения и счета, нарушения восприятия предметов, речевые дисфункции.

Однако эта модель течения заболевания была слишком статичной, поэтому ее заменили и стали использовать понятие «минимальная мозговая дисфункция». Поскольку основными клиническими симптомами расстройства были гиперактивность и нарушения внимания, то их объединили в синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Этот синдром встречается у 10-15% детей и 5% взрослых. Симптомы расстройства возникают в детском возрасте (в основном у дошкольников и учеников первых классов) и в 60% случаев сохраняются на всю жизнь. Установлено, что у мальчиков СДВГ встречается в несколько раз чаще. Соответственно среди взрослых СДВГ распространен в основном среди мужчин. Более высокую предрасположенность при этом проявляют безработные и разведенные европейцы. Способа полного избавления от этой проблемы не существует, некоторые дети перерастают такое расстройство психоэмоционального развития, а другие просто приспосабливаются к жизни с этим синдромом.

Ранняя диагностика СДВГ затруднена, поскольку зачастую родители проявления расстройства списывают на плохое поведение, переходный возраст и так далее. Но когда малыш идет в школу, то проблема становится очевидной. Ребенок явно отстает от школьной программы, поскольку для усвоения материала требуется сосредоточенность, его часто критикуют учителя и сверстники, у него случаются нервные срывы. В возрасте 8-9 лет от детей также уже требуется наличие определенной самостоятельности и целеустремленности, однако при СДВГ подобные черты отсутствуют, что мешает не только в освоении нового материала, но и при выполнении домашних обязанностей.

Причины возникновения СДВГ до настоящего времени изучены плохо. Есть предположения, что источник проблемы кроется в неправильном воспитании и неблагоприятных социальных факторах, но серьезных обоснований этих теорий нет. С другой стороны есть доказательства того, что истоки синдрома следует искать в биологических причинах, то есть искать их следует в сфере нейробиологии.

Так, было установлено, что у детей с СДВГ определенные участки головного мозга в среднем на 3% меньше, чем у здоровых детей. Хотя определенные факторы окружающей среды могут стать пусковым механизмом или повлиять на степень ущерба, который будет нанесен человеку заболеванием.

Таким образом, можно сказать, что в группу риска по возникновению СДВГ попадают дети, имеющие родственников с таким же расстройством, страдающие от заболеваний, влияющих на нормальное функционирование мозга, матери которых курили и злоупотребляли алкоголем во время вынашивания ребенка и кормления грудью, перенесли серьезные инфекционные болезни или имели другие патологии беременности и родовые осложнения.

При наличии предрасположенности к синдрому определенную роль в его развитии могут сыграть травмирующие жизненные ситуации (изменения эмоционального фона в семье на негативный, развод родителей, смерть близкого человека), нехватка родительского внимания, наличие хронических заболеваний, прием сильнодействующих лекарственных препаратов в младенчестве, отравление свинцом, употребление некоторых пищевых добавок, черепно-мозговые травмы, нарушенный режим дня, повышенные физические или умственные нагрузки.

Симптоматика при СДВГ и диагностика расстройства

Диагностические критерии СДВГ часто подвергаются изменениям, что вызывает массу споров. Но этот диагноз поставить очень непросто, поскольку симптоматика может сильно варьироваться в зависимости от социальных условий, в которых находится человек. Кроме того, те же симптомы могут иметь и некоторые другие соматические и психические заболевания. Более того, многие проявления, сходные с СДВГ в определенном возрасте являются просто этапами развития ребенка. То есть то, что нормально, например, для трехгодовалого малыша, совершенно неприемлемо для шестилетки.

Резидуальные мозговые повреждения при СДВГ обуславливают наличие следующих диффузных неврологических симптомов:

  • эмоциональная неустойчивость,
  • нарушения координации,
  • поведенческие нарушения,
  • отсутствие сформированных навыков интеллектуальной деятельности,
  • повышенная отвлекаемость,
  • задержка формирования речевых навыков,
  • трудности в усвоении нового материала,
  • неустойчивость внимания,
  • сенсомоторные нарушения умеренной выраженности,
  • отсутствие постоянства в приложении волевых усилий.

Синдром может сопровождаться беспокойством, депрессивными состояниями. Однако все же к основными его проявлениям относятся невнимательность, импульсивность, гиперактивность. То есть все перечисленные симптомы не обязательно должны присутствовать, но больным с СДВГ всегда в определенной степени сложно контролировать свою активность, сосредотачиваться и сдерживаться.

Таким образом, при СДВГ различают три поведенческих типа, а именно с преобладанием гиперактивности и импульсивности, с доминированием дефицита внимания и смешанный. Как правило, проявления гиперактивности и импульсивности предшествуют проявлениям невнимательности. Кроме того, гиперактивность с возрастом обычно уменьшается.

Импульсивность

Наличие этой поведенческой модели подразумевает быстрые реакции на возникающие ситуации. То есть человек не думает прежде, чем что-то сказать или сделать, что проявляется небрежностью, беспечностью и легкомыслием. Например, больной может начать отвечать на вопрос, не дождавшись его завершения, позволить себе неуместное замечание, прервать чужой разговор, не беспокоясь о социальных последствиях, подвергнуть себя необоснованному риску, что часто чревато возникновением несчастных случаев. Такие люди не могут работать в команде, поскольку им трудно дождаться своей очереди. Виды деятельности, которые требуют усидчивости и времени на выполнение заданий, вызывают у них скуку, поэтому они всячески их избегают.

Невнимательность

Людям с такой наклонностью трудно сознательно сконцентрировать внимание на чем-либо и длительно сохранять умственное усилие, поэтому выполнение рутинной работы для них затруднительно. Они могут начать сразу несколько дел и ни одного не довести до логического завершения. Больные могут не слышать обращенную к ним речь, не принимают во внимание детали и часто допускают ошибки, не могут следовать предлагаемым инструкциям, забывчивы, часто что-то теряют, легко отвлекаются на посторонние стимулы вроде шума за окном.

Для подтверждения диагноза дефицита внимания необходимо наличие минимум шести из этих признаков. Такие люди могут казаться погруженными в работу, но на самом деле они могут не до конца понять задание. Социальные проблемы при СДВГ с преобладанием дефицита внимания возникают редко.

Гиперактивность

Гиперактивными считаются люди, которые не могут и минуты посидеть спокойно, проявляют бесцельную двигательную активность, совершают суетливые движения конечностями, много говорят, никогда не дожидаются своей очереди, часто ломают все вокруг. Они могут проявлять активность тогда, когда она абсолютно неуместна (например, ходить по классу во время урока). Замечания по поводу неуместного поведения, как правило, вызывают противоположную реакцию (требование не шуметь может спровоцировать неудержимый смех или крик). Все эти действия вызваны постоянным ощущением внутренней тревоги. Гиперактивные подростки часто проявляют повышенную раздражительность и обидчивость. Для того чтобы как-то себя отвлечь такие люди часто делают несколько дел одновременно. Гиперактивность подтверждается только при наличии пяти и более из обозначенных симптомов.

Специальных тестов для диагностики СДВГ не существует. Но нужно сказать, что этот диагноз может быть поставлен только при наличии нарушений социальных функций и способности к обучению. Очевидными же эти проблемы становятся только в возрасте 5-6 лет. У большинства здоровых людей также случаются ситуации, когда они ненароком сболтнут лишнего, или становятся неорганизованными и забывчивыми, поэтому для целей диагностики СДВГ такое поведение должно быть неприемлемым для человека определенного возраста.

Более того, все указанные проблемы должны присутствовать не менее полугода и создавать трудности минимум в двух сферах жизни человека, и чтобы при этом такое положение вещей невозможно было бы объяснить наличием другого психического расстройства. То есть, если ребенок чрезмерно активен на игровой площадке, но при смене социальных условий ведет себя подобающим образом, то диагноз СДВГ поставить не представляется возможным.

Для подтверждения диагноза СДВГ все чаще прибегают к компьютерным исследованиям (МРТ, SPECT, ПЭТ). При этом в первую очередь проводят сканирование лобных долей головного мозга. Поставить диагноз может психиатр, психолог или невролог, а также семейный врач или социальный работник, имеющий специальную подготовку и опыт.

Лечение СДВГ

По мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга могут постепенно компенсироваться. При этом будет наблюдаться определенный регресс симптоматики СДВГ. Однако без надлежащего лечения такие дети будут иметь множество проблем как дома, так и в школе, и в среде сверстников. Более того, расстройство препятствует нормальному эмоциональному развитию. В подростковом возрасте дети с СДВГ начинают проявлять склонность к употреблению наркотических препаратов, асоциальному поведению, они становятся опасными как для окружающих, так и для самих себя.

Существует несколько способов лечения СДВГ. Для того чтобы справиться с проблемами поведения у ребенка в первую очередь прибегают к безмедикаментозным методикам. При этом используются нейропсихологический и синдромальный методы, поведенческую (бихевиоральную) терапию, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. При этом проводятся как семейные сеансы, так и с родителями и ребенком отдельно. Беседы с психотерапевтом позволяют больному выявить саморазрушающие поведенческие реакции, найти альтернативные пути управления эмоциями в вероятных конфликтных ситуациях, освоить новые формы поведения, изменить образ мыслей, повысить самооценку. Взрослые больные и родители детей с СДВГ могут посещать группы поддержки, где есть возможность делиться своим опытом, разочарованиями и успехами, слушать лекции специалистов, консультироваться.

Фармакокоррекция предполагает применение психостимуляторов, симпатомиметиков, антидепрессантов, гамма-аминомаслянной кислоты, которая является важнейшим тормозным нейромедиатором центральной нервной системы. Однако медикаментозному лечению подлежат только те, кто показывает значительных улучшений после начала поведенческой терапии. Хотя лекарства помогают человеку в повседневной жизни, позволяя сконцентрироваться на выполнении заданий, использовать уже имеющиеся знания и опыт, но они не лечат.

Универсальной схемы лечения не существует. Тип лечения подбирается индивидуально, однако за многие годы изучения СДВГ было установлено, что лучшие результаты дает комбинированная терапия. Применение лекарств позволяет больному преодолеть свои тревоги, контролировать поведение, тогда как психологическое консультирование помогает наладить социальные отношения, развивать новые навыки. Более того, при комбинированном лечении возможно снижение применяемых лекарственных доз. Это чрезвычайно важно ввиду того, что высокие дозы и неправильное применение психостимуляторов могут вызвать лекарственную зависимость. Кроме того, большие дозы этих препаратов могут вызывать нежелательные побочные эффекты в виде сонливости и снижения аппетита, умеренных болей в животе и головных болей, повышенной тревожности и раздражительности.

Рекомендации родителям

Главная ошибка родителей ребенка с СДВГ состоит в зацикливании на плохом поведении, хотя следует сосредоточить внимание на изучении методов и приемов управления поведением и стрессом, чтобы начать спокойнее реагировать на действия своего чада и корректировать их.

Самое главное - это замечать даже незначительные хорошие его поступки и отмечать их похвалой. Можно разработать определенную систему поощрений. Родителям детей с СДВГ рекомендуется намеренно создавать ситуации, в которых их чадо сможет добиться успеха.

Им также следует соблюдать определенную последовательность в вопросах дисциплины. Нужно правильно формулировать запреты, не используя слово «нет». В качестве наказания за проступки и в моменты, когда поведение ребенка выходит из-под контроля, эффективнее всего использовать изоляцию. Во время такого тайм-аута малыш остается в одиночестве, оставаясь удаленным от будоражащей его ситуации, что, как правило, действует успокаивающе.

Детям с этим расстройством необходима последовательная система правил. Последние должны быть максимально просты и понятны. Задачи, которые ставятся перед ребенком, должны быть очень четкими и конкретными. Нельзя сказать ему просто «собирайся», следует уточнить «иди чистить зубы, теперь одевайся». Причем на определенный отрезок времени должно приходиться не более одного указания. Кроме того, у ребенка должен быть сформирован распорядок дня, отклонения от которого недопустимы.

Важную роль для коррекции поведения играет окружающая обстановка. Так, в комнате ребенка должно быть минимум предметов, способных отвлечь его внимание, в доме должна царить спокойная атмосфера, поскольку шум делает гиперактивного ребенка практически невменяемым. Также важно поддерживать идеальный порядок в его вещах, все должно иметь свое место, чтобы он лишний раз не отвлекался. Для гиперактивного малыша лучшим способом контроля поведения является физическая активность, поскольку это позволит ему израсходовать избыточную энергию.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания. Видео

Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины возникновения, симптомы, лечение.